На лекции речь пойдет о творчески продуктивном противостоянии кантианской классической философии и потскантианских тезисов, сформулированных учеными сегодняшнего дня: Грэмом Харманом, Квентином Мейясу, Юджином Такером. Кантианская невозможность мыслить вещь вне опытного знания и логики сменяется желанием поскрести эту заповеданную неприкасаемую вещь, как лампу Алладина. Думать о том, что неподвластно мысли, опытному знанию и логике, значит, принимать гигантский таинственный мир Иного, которое требует бесконечного приближения и все же не достижимо в исчерпывающей интерпретации. Принцип корреляционизма сменяется принципом контингентности. Случайные, не подконтрольные любой системе связи обогащают нашу рецепцию мира. И искусство становится главным проводником этого нового типа философии. Территория отношений в случае с бесконечно удаляющимся объектом инсценируется по принципу художественного перформанса. А кристалл становится алхимической лабораторией Фауста, рискнувшего испытать таинственные непостижимые уму силы природы. Как спекулятивный реализм проецируется на художественный процесс мы увидим на примере работ разных художников, от Михаила Врубеля до агрегаторов сегодняшнего дня.
Лекция пройдёт в рамках проекта «Kants Kunst | Искусство Канта». В 2024 году исполнилось 300 лет со дня рождения Иммануила Канта — философа, который изменил наше представление о человеке и мире. В честь этого события Парк науки запускает цикл лекций о том, как идеи Канта повлияли на культуру и искусство.