Елена Кондакова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник НИИ нейронаук ННГУ им. Н. И. Лобачевского, руководитель направления Нижегородского НОЦ по высокотехнологичной персонализированной медицине и медицинскому приборостроению.
«Начинающему учёному необходимо чувствовать рост в своем деле»
Я пошла на кафедру молекулярной биологии и иммунологии не просто так. У меня была четкая цель – заниматься аутоиммунными заболеваниями, а конкретно – красной волчанкой. Этот диагноз, кстати, заподозрил у меня мой брат, обучаясь в медицинском институте, потом меня долго лечили, пока в какой-то момент симптомы не пропали. Это серьёзный диагноз, в системной стадии поражаются все органы. И при этом болезнь не смогли подтвердить на 100 процентов. Сложная диагностика и крайне ограниченное количество информации о механизмах возникновения характерно для всех аутоиммунных заболеваний. Поэтому заниматься этой темой так важно и интересно.
Мне очень хотелось приблизиться к настоящей науке, и какое было счастье, когда на 3 курсе мне предложили принимать участие в интересном проекте по аутоиммунным заболеваниям. Мы искали прототипы лекарственных молекул. Под руководством лидера в области иммунологии Сергея Артуровича Недоспасова мы занимались созданием и очисткой наноантител. Методом хроматографии получали чистый белок, который затем использовался в экспериментах in vitro (на клеточных культурах) и in vivo (на мышках, которые, к слову, с вживленным человеческим геном). Помню, как гордилась собой, когда научилась выделять чистый белок, и с каким удовольствием рассказывала о своих первых результатах на конференциях. Начинающему учёному необходимо чувствовать рост в своем деле. Это заряжает и дает силы идти дальше, ведь в биологии далеко не всегда всё получается.
«Мы установили ген, ответственный за микроцефалию»
Самое важное исследование, в котором я участвую сегодня, посвящено нейрогенетике. Я буквально живу этим проектом. В лаборатории генетики развития мозга Научно-исследовательского института нейронаук Университета Лобачевского мы изучаем генетические механизмы врожденных пороков головного мозга. К сожалению, ежегодно рождается очень много детей с различными формами умственной отсталости и аутизма, микро- или макроцефалией, с эпилепсией – всё это очень тяжёлые пороки развития. Причина появления более 70% из них скрывается в генетике. И очень многие гены, вызывающие эти заболевания, абсолютно не изучены.
В этом исследовании мы работаем в коллаборации с Университетским колледжем Лондона. Британские учёные десятилетиями расшифровывали геномы семей, в которых появлялись дети с врожденными пороками развития мозга. В итоге были найдены гены, мутации в которых в разных семьях приводили к одним и тем же симптомам у детей. Но мало найти ген, нужно доказать, что именно эта мутация стала причиной болезни. Исследование функции одного из таких генов на мышах полностью проводилось в Нижнем Новгороде, в нашей лаборатории. Мы «сломали» ген непосредственно в головном мозге и доказали, что данная мутация вызывает микроцефалию – недоразвитие головного мозга, и, как следствие, уменьшение размера черепа. Мы увидели, как задерживается развитие нейронов. Они буквально застревают на одном из этапов, так как нарушается клеточный цикл. Это наш вклад в арсенал диагностов. Значение этого гена будет учитываться в медико-генетическом консультировании семей, которые хотят родить здорового ребенка, в том числе являясь носителями мутации. На сегодняшний день существует еще очень большое количество неизученных генов. Но даже если в год в мире будет делаться всего несколько расшифровок – это будет значительным шагом для терапии и диагностики.
«Лаборатория трансгенеза НИИ Нейронаук ННГУ уникальна для России»
Я работаю в уникальной лаборатории, мы одни из немногих в России, кто занимается выведением линий мышей для лабораторных исследований. Кроме того, мы владеем очень интересной технологией in utero электропорации. Мы можем локально вносить изменения в геном, выключая или наоборот усиливая экспрессию гена. Отработана технология «мышиного ЭКО», когда мы с нуля создаем линии мышей для определенных научных задач. Мышиные модели дают наиболее широкие возможности для исследований и сбора информации. У нас есть линии мышей, для которых мы знаем все характеристики от и до. Это значит, что мы можем управлять их генетикой и объяснять процессы, которые мы наблюдаем на этих мышах.
Говоря о манипуляциях с лабораторными животными, надо понимать, что все операции делаются под наркозом или с обезболивающими, мы уверены, что мыши не страдают. Ну и надо понимать, ради чего это делается. Роль лабораторных мышей в современной науке очень высока. Они практически незаменимы.
Кроме того, для индустриальных партнеров мы тестируем новые среды, материалы и инструменты для ЭКО. Мы проводим доклинические исследования, которые может организовать не каждая коммерческая лаборатория.
«В научпопе я люблю всё»
Я решила заниматься научпопом после того, как несколько раз выступила перед школьниками. Ты видишь горящие глаза, когда рассказываешь о современной генетике, как о космосе в мире науки. А потом Парк науки ННГУ предложил выступить на одном из просветительских мероприятий. И я почувствовала реакцию зала. Это было приятно. Люди подходили после, расспрашивали о проектах, хотели поучаствовать в исследованиях.
В научпопе я люблю всё. Даже подготовку. Спасибо Парку науки за то, что они готовят нас перед выступлениями. Можно придумать свои фишки, сделать особенную презентацию, все отрепетировать так, чтобы было максимально интересно. Совмещать научпоп с наукой бывает сложно, но, когда ты видишь полный зал, который пришел специально, чтобы тебя послушать, ты отдаешь всю энергию, все знания. И это очень заряжает. Энергетический обмен с залом мотивирует больше всего. Ты отдаешь и сразу получаешь.
Кроме того, это шанс рассказать о своей работе. Чтобы люди знали, большая наука создается не «где-то там», а прямо здесь, в Нижнем Новгороде. И еще научпоп дает новый тренд на образ молодого учёного и современную науку в целом. Мы говорим о том, что наука – это модно, актуально, увлекательно и крайне интересно. Вообще, наука в России молодеет. Очень часто сейчас, когда мы начинаем новое сотрудничество, то работаем с учеными в возрасте около 30-35 лет, которые уже руководят научными группами и ведут большие, интересные проекты.
В Нижнем Новгороде есть всё, чтобы заниматься наукой. И тем более – научпопом. Мне кажется, Нижний становится одним из центров популяризации науки в стране. Здесь задается очень высокая планка и для организаторов, и для просветителей, и для тех, кто приходит послушать наши выступления. Именно когда ты рассказываешь о своих исследованиях на широкую аудиторию, то понимаешь, что в науке ты на своем месте. Чувствуешь, как здорово находиться в такой среде, как классно быть учёным.
Orci varius natoque penatibus et magnis dis parturient montes, nascetur ridiculus mus. Mauris dapibus sem nec ligula varius condimentum. Fusce lacus dolor, pretium et vehicula sed, congue sed quam. Nulla facilisi.