Парк науки «Лобачевский Lab»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Артём Фейгельман: «Интерпретация делает человека свободным»

Артем Фейгельман, культоролог, философ, кандидат философских наук, доцент кафедры философии физического факультета Университета Лобачевского.

Артём Фейгельман: «Интерпретация делает человека свободным»

«Меня интересуют темы, связанные с историей, насилием и свободой»

Меня интересуют темы, связанные с историей, насилием и свободой. Я учился культурологии на истфаке Университета Лобачевского. Занимался темой «Свободомыслие и атеизм». В том числе такими авторами, как Монтень и Петрарка. Затем я переключился на современную философию – проблему субъекта и объекта у Ю. Хабермаса. А когда пришло время выбирать научную специализацию, я поступил в аспирантуру на кафедру философской антропологии факультета социальных наук ННГУ. Продолжил исследовать тему субъекта и объекта – и в рамках теории познания, и в рамках социальной философии – как проблему активности и свободы человека в современном обществе, его взаимоотношениями с властью и государством в широком смысле. Но себя я по-прежнему считаю скорее культурологом, чем философом, потому что я занимаюсь интерпретациями культурных феноменов в самых широких контекстах. 

Авторы, которых я изучал на входе в философию – это всегда были люди в поиске свободного пространства для интеллектуального и мировоззренческого маневра. Петрарка пытался объединить христианские ценности с интуициями эпохи Возрождения. Монтень говорил: «… Верой моей нельзя руководить с помощью кулачной расправы!». Для Монтеня вера оставалась результатом личного выбора, а не навязанной извне социальной обязанности. Помню, как меня поразили работы Жана Мелье, католического священника и атеиста, который яростно выступал против того, чем всю жизнь занимался, потому что ему приходилось проповедовать то, во что он по-настоящему не верил. Изучая этих авторов, я понял: интеллектуальная сфера жутко важна, иначе бы с интеллектуалами не боролись, а книги бы не запрещали

«Культурология для меня началась с клипов группы Queen»

Школьником я писал научную работу по военным стихам Николая Гумилёва. Мне ужасно понравилось интерпретировать тексты. Я чувствовал, что у меня это получается, и ощущал от этого колоссальное удовольствие. До сих пор у меня, увы, часто лучше получается интерпретировать, чем писать что-то своё. Особенно мне нравится интерпретировать массовую культуру. Например, я с детства люблю группу Queen. Культурология для меня началась с изучения их клипов. Мы с другими фанами много говорили о том, как много всего в них зашито. Ты смотришь клип, а перед тобой внезапно разворачивается социально-философское высказывание. Я понял, что мне жутко интересно погружаться в контекст произведения искусства, искать в нём различную символику. Как будто у тебя есть ключ, который позволяет распахнуть дверь, которая другим может не открыться. Какой-то азарт появляется, когда смотришь на текст, закрытый, как чёрный ящик, как смотанный клубок. В этом клубке ты находишь нитку, тянешь за неё, и всё постепенно раскрывается. Но кайф в том, что всегда остаются непонятные вещи. В этом отличительная черта хорошего искусства: всегда остается какой-то магический остаток, который ты не можешь разгадать. Искусство всегда разными гранями к нам поворачивается, и мы не можем из одной единственно верной точки дать интерпретацию раз и навсегда, а если можем, значит это плохое искусство. 

«Если что-то популярно, значит это про нас»

Массовую культуру надо изучать, потому что она много говорит о нас самих. Если что-то популярно, значит это про нас. Например, у меня есть научно-популярная лекция, где я попытался дать разные интерпретации образа зомби в поп-культуре. Тело зомби, с которым можно сделать всё, что угодно, и которое не имеет никакой цены, это тело современного человека, который постоянно подгоняет себя под какие-то стандарты. Человек отчуждается от своего тела, хочет сделать себя другим. Тело зомби, которое является абсолютно податливым конструктом, это в каком-то смысле отчужденное тело современного человека.

Когда я выступаю с научно-популярными лекциями, я пытаюсь заразить людей страстью к интерпретации, показать, что то, что они использовали в качестве фона, включив телевизор на кухне, на самом деле является сложным культурным текстом. Я пытаюсь заново открыть для людей какую-то область: видеоклипы, фильмы, рекламные ролики – и дать людям философско-культурологические инструменты, которые они бы могли применить. Это помогает в том числе бороться с манипуляциями, которых в массовой культуре тоже очень много. Интерпретация помогает человеку занять активную, критическую позицию по отношению к любой информации. Как-то раз, когда я сорок минут интерпретировал клип Канье Уэста «Power», ко мне подошел кто-то из коллег и пораженно сказал: «Спасибо большое. Я пошёл домой, смотреть и пересматривать видеоклипы». Было немного смешно, но очень приятно.

«Мир предстает в своей прекрасной сложности»

Кайф философско-культурологического анализа в том, что он позволяет видеть реальность, состоящую из множества слоёв. Мир предстаёт перед тобой в своей прекрасной сложности. И когда ты способен предложить для этой реальности собственную интерпретацию, ты становишься более свободным. Даже если с этой интерпретацией мало кто согласен или в конце концов выяснится, что она ошибочна, ты в любом случае будешь понимать мир лучше.

Мы должны сохранять всё, что делает нас счастливее, умнее и свободнее, и при этом смотреть холодным этичным и неравнодушным взглядом на всё, что делает жизнь хуже, способствует несправедливости и насилию, пытаясь отделить зерна от плевел.

«Научно-популярная лекция позволяет учёному сказать больше»

Заниматься научпопом – это азарт открывать людям новые области, захватывать их внимание, следить за их реакцией. Ты можешь выйти к людям с идеями, которые для тебя важны и интересны, это само по себе большое удовольствие. На лекциях в университете я рассказываю базовые вещи. На научпоп-мероприятиях я позволяю себе больше. На одном из последних выступлений мы рассматривали проблему субъектности в цифровом обществе, отталкиваясь от статьи Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?». По его мысли, просвещённый человек – это человек совершеннолетний, но не в смысле возраста, а тот, кто может самостоятельно пользоваться своим умом. Просвещенный человек самостоятельно мыслит, а значит сам руководит собой и отвечает за свои поступки. И в рамках этой лекции мы разбирали, насколько мы способны мыслить своим умом и насколько этот ум действительно «наш», ведь очевидно, что человек очень зависим от общества и среды, в которой он живет. Обсуждали, как можно сохранить свою субъектность и не стать простым передатчиком чужих идей и мнений. Я вышел за лимит времени, отведенного на лекцию, и люди не расходились до половины одиннадцатого вечера. Я почувствовал сильнейшую обратную связь. И понятно почему – зрители услышали какие-то новые мысли о вещах, которые их беспокоят, и поэтому активно реагировали на мои высказывания.

Жители Нижнего Новгорода – люди в каком-то смысле привилегированные. При всех проблемах здесь есть где выступать, сюда приезжают известные ученые-просветители. Само просветительство стало у нас востребованным и даже модным – местные вузы соревнуются друг с другом по части просветительских проектов, старясь показать таким образом свою заинтересованность в распространении научных идей. И на такие мероприятия есть спрос, потому что в Нижнем немало образованных, прежде всего молодых, людей, для которых наука – источник здравого смысла и критического мышления, то есть того, чего нам сегодня иногда остро не хватает.

Хотелось бы больше мероприятий с выступлениями философов и учёных-гуманитариев. Гуманитарии, в частности, занимаются проблемой ценностей. Именно от того, какие ценности мы исповедуем – ценности свободы, знания, истины, справедливости или, например, ценности социального статуса и материального успеха – зависит то, как мы поступаем. И, кстати, очень многие идеи, которые сегодня определяют нашу жизнь, родились в рамках не столько научного, сколько философского мышления. Философия, на мой взгляд, это не наука, но, в отличие от науки, она имеет возможность работать с вопросами, на которые нельзя дать однозначного ответа. Это вопросы о смысле существования, о том, что такое свобода и справедливость, как должны соотноситься интересы человека и общества, человека и государства и т.д. Важно, что философия учит не опираться на готовые ответы, а мыслить самостоятельно, и таким образом расширять пространство своей жизненной и интеллектуальной свободы.

How We Work

Orci varius natoque penatibus et magnis dis parturient montes, nascetur ridiculus mus. Mauris dapibus sem nec ligula varius condimentum. Fusce lacus dolor, pretium et vehicula sed, congue sed quam. Nulla facilisi.